Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык ЦЭ
Вариант № 22
1.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых есть звук [с]:

1) босяк
2) брус­чат­ка
3) ди­коб­раз
4) сгу­ще­ние
5) рас­па­ко­вать
2.  
i

Ука­жи­те, какие из дан­ных слов об­ра­зо­ва­ны не­по­сред­ствен­но от су­ще­стви­тель­ных:

1) груст­но­ва­тый
2) рас­фа­со­воч­ный
3) на­го­стить­ся
4) пе­ре­се­че­ние
5) мол­чу­нья
3.  
i

Ука­жи­те, какие сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные це­поч­ки со­став­ле­ны пра­виль­но:

1) грязь→ гряз­нить→ гряз­нить­ся
2) опре­де­лить → опре­делённость → опре­де­ли­тель
3) код → ко­ди­ро­вать → за­ко­ди­ро­вать
4) комар → ко­ма­рик → ко­ма­ри­ный
5) го­реть→ за­го­реть→ за­го­ре­лый
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) пш..нная каша
2) затуш..вы­вать
3) мой друж..к
4) лягуш..нок
5) алыч..вое ва­ре­нье
5.  
i

Пи­шет­ся а на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) возр..стные из­ме­не­ния;
2) раскр..шить хлеб;
3) ваза из ф..рфора;
4) вым..кнутъ под дождём;
5) про­исх..жде­ние.
6.  
i

Пи­шет­ся и на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) сопр..част­ность
2) пр..тен­дент на долж­ность
3) пр..на­ря­дить­ся
4) пр..стро­ить­ся
5) пр..вра­тить в шутку
7.  
i

Пи­шет­ся НЕ раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) край­не (не)бла­го­при­ят­ная об­ста­нов­ка; (не)за­ме­тив го­стей
2) (не)лисьи следы; вагон (не)за­пол­нен пас­са­жи­ра­ми
3) (не)слу­чай­но, а на­роч­но сде­лать; ис­кать (не)там
4) (не)ста­рый, но потёртый пи­джак; сразу (не)взлю­бить
5) ни­ко­му (не)по­кор­ный бун­тарь; (не)бо­я­щий­ся труд­но­стей
8.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Как я 1)н.. вгля­ды­вал­ся в это гро­мад­ное про­стран­ство, я 2)н.. уви­дел, кроме далёкого огонь­ка, 3)н.. одной свет­лой точки, и это 4)н.. могло меня 5 )н..огор­чить.

5)  
9.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте двух про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) мыш..як, с..ёжить­ся
2) дефиц..тный, мотоц..клист
3) две улиц.., пред..гро­вой
4) без..сход­ный, сверх..де­аль­ный
5) спе­лая рож.., от­влеч..ся.
10.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) ис­кус­но плетё..ые кру­же­ва, клят­ве..ое обе­ща­ние
2) про­сить осмыс­ле..о, вкус­ные копчё..ости
3) ас­фаль­ти­ро­ва..ая до­ро­га, се­ме­на рас­сея..ы вет­ром
4) про­сту­же..ое горло, его стрем­ле­ния чисты и воз­вы­ше..ы
5) чище..ая обувь, мои дра­го­це..ости
11.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) ми­ро­во(з/зз)рение
2) ра(з/зз)жечь
3) и(с/сс)кус­ный
4) безра(с/сс)удный
5) дре(с/сс)иров­щик
12.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) из плам . .ни, вче­рашн..ми га­зе­та­ми
2) о са­на­то­ри.., сры­ва­ющ..мся го­ло­сом
3) от­зывч..вый, при бе­реж­ли­вост..
4) ра­ботн..ца, мин­дал..вый
5) о Марь.., мешоч..к.
13.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в при­ме­рах:

1) он услыш..т
2) часто по­вто­ря..мый
3) за­во­рач..вать
4) если вы пе­ре­пряч..те
5) подта..вший снег
14.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (горбо)носый
2) (пол)об­ла­сти
3) (по)на­ше­му подъ­ез­ду
4) (радио)волна
5) (пер­ла­мут­ро­во)белые бусы
15.  
i

Слит­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Обой­ма уже кон­чи­лась, и за­твор щёлкал (в)пу­стую.
2) Мы ока­за­лись (в)близи ка­ко­го-то го­род­ка.
3) Так(же), как и вчера, на пло­ща­ди шу­ме­ли, су­е­ти­лись люди.
4) Проснув­ши­е­ся грачи молча и (в)оди­ноч­ку ле­та­ли над землёй.
5) Я не слы­ша­ла, что(бы) отец когда-ни­будь по­вы­шал голос.
16.  
i

Пи­шет­ся т на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) о..дель­ный
2) капус..ный
3) вкус..ный
4) бла­го­ро..ство
5) жиле..ка
17.  
i

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях най­ди­те слово с ор­фо­гра­фи­че­ской ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но).

 

От рож­де­ния ему было свой­ствен­но стрем­ле­ние при­ду­мы­вать что-то новое. Он так хо­ро­шо изу­чил вся­кие ме­ха­ни­че­ские фо­ку­сы и тай­ные силы при­род­ных тел, что од­на­ж­ды сма­сте­рил из ка­ко­го-то тон­ко­го ма­те­ри­а­ла ма­лень­ких пти­чек, па­ря­щих в воз­ду­хе, а для ка­ко­го-то праз­ни­ка сде­лал дви­га­ю­щу­ю­ся фи­гу­ру льва.

18.  
i

Ука­жи­те формы гла­го­ла ра­до­вать­ся, для ко­то­рых пра­виль­но ука­за­ны все мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

1) ра­до­вал­ся — I спря­же­ние, изъ­яви­тель­ное на­кло­не­ние, про­шед­шее время, един­ствен­ное число, муж­ской род
2) ра­дуй­ся — не­пе­ре­ход­ный, по­ве­ли­тель­ное на­кло­не­ние, вто­рое лицо, един­ствен­ное число
3) ра­до­вал­ся бы — услов­ное на­кло­не­ние, про­шед­шее время, един­ствен­ное число, муж­ской род
4) ра­до­вав­ша­я­ся — дей­стви­тель­ное, про­шед­шее время, име­ни­тель­ный падеж, един­ствен­ное число, жен­ский род
5) ра­ду­ясь — воз­врат­ное, не­со­вер­шен­ный вид, на­сто­я­щее время
19.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Все знают, что город рас­тет в ши­ри­ну. (2) А вот о вер­ти­каль­ных го­ро­дах се­год­ня го­во­рят как о яв­ле­нии пусть не со­всем далёкого, но бу­ду­ще­го. (3) Вы­со­та домов в таком го­ро­де может даже пре­вы­шать две ты­ся­чи мет­ров. (4) И про­ект по­доб­но­го су­пер­со­ору­же­ния не­дав­но со­здан япон­ски­ми учёными.

(5) Ги­гант­ский не­бо­скрёб поделён на че­тыр­на­дцать сек­ций. (6) Каж­дая из таких сек­ций  — уни­вер­саль­ный мик­ро­рай­он, центр ко­то­ро­го пред­став­ля­ет собой от­кры­тое воз­ду­ху и свету про­стран­ство, за­са­жен­ное де­ре­вья­ми, цве­та­ми, де­ко­ра­тив­ны­ми ку­стар­ни­ка­ми. (7) Ис­кус­ствен­но со­здан­ный ланд­шафт пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ру­чей­ков, кас­ка­дов и раз­но­об­раз­ных водоёмов, не­смот­ря на то что с по­мо­щью мощ­ных гид­рав­ли­че­ских си­стем воду придётся по­да­вать на го­ло­во­кру­жи­тель­ную вы­со­ту.

(8) Ко­ни­че­ская форма зда­ния по­мо­жет за­щи­тить­ся от гроз­ных сил при­ро­ды: зем­ле­тря­се­ний, цу­на­ми, смер­чей, тай­фу­нов, про­лив­ных до­ждей. (9) А в слу­чае силь­ной жары, хо­ло­да, по­ни­же­ния уров­ня кис­ло­ро­да в ат­мо­сфе­ре этажи этого чудо-зда­ния мгно­вен­но са­мо­за­кры­ва­ют­ся, не­до­ста­ток же того или иного кли­ма­ти­че­ско­го па­ра­мет­ра вос­пол­ня­ет­ся ис­кус­ствен­но.

(10) Пла­ни­ров­ка квар­тир в блок-сек­ци­ях будет сво­бод­ной, с пе­ре­нос­ны­ми са­мо­ото­дви­га­ю­щи­ми­ся пе­ре­го­род­ка­ми. (11) Она, кроме са­ни­тар­ной зоны, создаётся са­ми­ми жиль­ца­ми с по­мо­щью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. ( 12) По­ми­мо жилых бло­ков, на эта­жах ги­пер­не­бо­скрёбов будут раз­ме­щать­ся про­из­вод­ствен­ные и ад­ми­ни­стра­тив­но-куль­тур­ные со­ору­же­ния.

(13) Со­вре­мен­ные зод­чие меч­та­ют о новой Ва­ви­лон­ской башне! (14) И во­пло­ще­ние этой мечты  — дело не та­ко­го уж далёкого бу­ду­ще­го!

Най­ди­те в 4- м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью при­мы­ка­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

20.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  Ожи­дать — это тоже пред­чув­ствие сча­стья. Б.  Век живи, век учись.

B.  Избы в селе Пле­ще­ев­ка очень ак­ку­рат­ные.

Г.  По жуж­жа­нию ко­ма­ра можно было сле­дить за его полётом.

1.  Под­ле­жа­щее.

2.  Ска­зу­е­мое.

3.  До­пол­не­ние.

4.  Опре­де­ле­ние.

5.  Об­сто­я­тель­ство.

21.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   Раз это дей­стви­тель­но твоё при­зва­ние, к нему надо от­не­стись самым серьёзным об­ра­зом.

Б.   Скры­вать ис­ти­ну от ра­не­но­го было бес­по­лез­но, да Сер­пи­лин и не счи­тал себя впра­ве это де­лать.

В.   Тяжёлое небо низко на­ви­са­ло над землёй, от воды веяло свин­цо­вым хо­ло­дом.

Г.   Как го­во­рят актёры, те­ат­раль­ные под­мост­ки могут за­ме­нить целый мир.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

22.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) И небо, и озеро , и пас­мур­ные дали, и низ­кий ост­ров_ всё во­круг было не­при­вле­ка­тель­но и уныло.
2) Встре­тить та­ко­го че­ло­ве­ка _ моя за­вет­ная мечта.
3) Ис­кус­ство_ есть отоб­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти в ху­до­же­ствен­ных об­ра­зах.
4) Город ночью_ за­га­доч­нее и при­вле­ка­тель­нее, чем днём.
5) Чув­ство вы­здо­ров­ле­ния _ одно из самых сла­дост­ных чувств.
23.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) На­чаль­ник оха­рак­те­ри­зо­вал Ла­ри­че­ва_ как хо­ро­ше­го спе­ци­а­ли­ста.
2) Я искал Ан­дрея долго, но он_ как сквозь землю про­ва­лил­ся.
3) Бар­кас по­лу­чил­ся боль­шой и не­ук­лю­жий_ как ста­рин­ный утюг.
4) В ста­тье рас­ска­зы­ва­ет­ся_ как о на­уч­ных тру­дах Дроз­до­ви­ча_ так и о его кар­ти­нах.
5) Рейн­ский во­до­пад не что иное_ как не­вы­со­кий во­дя­ной уступ.
24.  
i

Обособ­лен­ные вто­ро­сте­пен­ные члены есть в пред­ло­же­ни­ях (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Он с гру­стью смот­рел в окно по­ез­да на про­ле­тав­шие мимо осен­ние леса и поля.
2) С груст­ной улыб­кой вы­слу­ши­вал все рас­ска­зы о войне Иван Ива­ныч наш сосед майор в от­став­ке.
3) Проснись же смолк­нув­шее слово раз­дай­ся с уст моих опять.
4) Белка за одну ми­ну­ту успе­ва­ет раз­грызть шишку на сорок ча­стей и не об­ро­нив ни од­но­го ореш­ка ак­ку­рат­но вы­ку­сить из каж­до­го яд­рыш­ко.
5) В его сло­вах на­гро­мождённых друг на друга скры­ва­лась впол­не опре­делённая мысль.
25.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, ко­то­рые ослож­не­ны ввод­ным сло­вом (учти­те, что внут­ри пред­ло­же­ний от­сут­ству­ют знаки пре­пи­на­ния):

1) Ра­зу­ме­ет­ся их пер­вые спек­так­ли были очень на­ив­ны­ми.
2) По­жа­луй са­мы­ми за­мет­ны­ми жи­те­ля­ми посёлка были мест­ные ху­ли­га­ни­стые маль­чиш­ки.
3) Время после обеда как будто бы оста­но­ви­лось.
4) Отец уж верно там.
5) Ветер од­на­ко се­год­ня не со­всем был по­пут­ный.
26.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как между ча­стя­ми скла­ды­ва­ют­ся изъ­яс­ни­тель­ные от­но­ше­ния:

1) Фа­те­ев по­чув­ство­вал_ раз­го­вор лучше пре­кра­тить.
2) Ночи сто­я­ли жар­кие, душ­ные_ за го­ра­ми ме­та­лись зар­ни­цы.
3) Ве­ро­ни­ка ждала_ сей­час Саша обернётся и на про­ща­нье хотя бы кивнёт ей и Вар­ва­ре.
4) При­бли­зит­ся к месту гнез­до­вья хищ­ник_ тучей на­ки­нут­ся на него птицы и за­клю­ют.
5) Хо­чешь есть ка­ла­чи_ не сиди на печи.
27.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

Не­сколь­ко минут пут­ни­ки стоят молча 1)_ и 2)_ хотя ещё темно, они вгля­ды­ва­ют­ся в даль и ждут 3)_ скоро

за­брез­жит 4)_ за­во­ра­жи­вая всех своей кра­со­той 5)_рас­свет.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
28.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Аме­ри­кан­ский ма­те­ма­тик Хейлс до­ка­зал ги­по­те­зу Кепле­ра сфор­му­ли­ро­ван­ную ещё в 1611 году и опуб­ли­ко­вал ста­тью об этом в на­уч­ном жур­на­ле.
2) Из­ме­нить всё равно уже ни­че­го было нель­зя и Ка­те­ри­на едва до­ве­ла раз­го­вор до конца.
3) Пах­нет по­лы­нью и мятой и лёгкий туман си­зо­ва­тый низко над сте­пью плывёт.
4) Чув­ство юмора на­ше­го фи­зи­ка не знало гра­ниц и все­гда было темой раз­лич­ных анек­до­тов со­хранённых па­мя­тью школь­ных ме­му­а­ри­стов.
5) От све­же­го воз­ду­ха у меня слег­ка за­кру­жи­лась го­ло­ва и при­ят­но за­сту­ча­ло серд­це.
29.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) 1) Из­ред­ка вда­ле­ке вспы­хи­ва­ет мол­ния и слы­шит­ся сла­бый гул.
2) 2) Как это верно за­ме­че­но, что, когда че­ло­век весь отдаётся лжи, его остав­ля­ют ум и та­лант.
3) 3) Не могу пе­ре­дать сло­ва­ми, как я счаст­ли­ва и как хо­ро­шо у меня на душе!
4) 4) Де­душ­ки­на изба сто­я­ла на бе­ре­гу речки и не было рядом ни од­но­го дома.
5) 5) Услы­шав как на пу­стой ве­ран­де зво­нит те­ле­фон, со­се­ди за­бес­по­ко­и­лись.
30.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Вот здесь можно пе­ре­ве­сти дух! — вос­клик­нул мой спут­ник — На­ко­нец—то мы дошли до по­ля­ны, а там и до озера не­да­ле­ко».
2) «Как будто и боя ни­ка­ко­го не было!» — изумлённо думал Звя­гин­цев.
3) Со­крат счи­тал, что: «нель­зя ле­чить тело, не из­ле­чив душу».
4) — Стиль ка­мен­но­го века, — за­ме­тил Остап с одоб­ре­ни­ем и спро­сил: — А до­и­сто­риче­ские жи­вот­ные в мат­ра­цах не во­дят­ся?
5) Фаина Ра­нев­ская иро­ни­зи­ро­ва­ла: «Оп­ти­мизм — это не­до­ста­ток ин­фор­ма­ции».
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Крас­ки и свет в при­ро­де надо не столь­ко на­блю­дать, сколь­ко ими по­про­сту жить. (2) Для ис­кус­ства го­дит­ся толь­ко тот ма­те­ри­ал, ко­то­рый за­во­е­вал место в серд­це. (3) Жи­во­пись важна для про­за­и­ка не толь­ко тем, что по­мо­га­ет уви­деть и по­лю­бить крас­ки и свет. (4) Жи­во­пись важна ещё и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим. (5) Толь­ко nocie его кар­тин мы тоже на­чи­на­ем ви­деть это и удив­лять­ся, что не за­ме­ча­ли этого рань­ше.

(6) Фран­цуз­ский ху­дож­ник Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство. (7) Ра­бо­тал Моне в обык­но­вен­ный лон­дон­ский ту­ман­ный день. (8) На кар­ти­не ху­дож­ни­ка го­ти­че­ские очер­та­ния аб­бат­ства едва вы­сту­па­ют из ту­ма­на.

(9) Когда кар­ти­на была вы­став­ле­на, она про­из­ве­ла смя­те­ние среди лон­дон­цев. (10) Они были по­ра­же­ны, что туман у Моне был окра­шен в баг­ро­вый цвет, тогда как всем из­вест­но, что цвет ту­ма­на серый.

(11) Дер­зость Моне вы­зва­ла сна­ча­ла воз­му­ще­ние. (12) Но воз­му­ще­ние про­шло, когда лон­дон­цы вышли на улицы, вгля­де­лись в туман и впер­вые за­ме­ти­ли, что он дей­стви­тель­но баг­ро­вый.

(13) Тот­час на­ча­ли ис­кать этому объ­яс­не­ние. (14) Со­гла­си­лись, что крас­ный от­те­нок ту­ма­на за­ви­сит от оби­лия дыма. (15) Кроме того, этот цвет ту­ма­ну при­да­ют крас­ные кир­пич­ные лон­дон­ские дома. (16) Но как бы там ни было, Моне по­бе­дил. (17) После его кар­ти­ны все на­ча­ли ви­деть лон­дон­ский туман таким, каким его уви­дел ху­дож­ник. (18) Моне даже про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на».

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, на какие во­про­сы в тек­сте есть от­ве­ты:

1) Какую функ­цию вы­пол­ня­ют звуки в при­ро­де?
2) В каком году Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство?
3) В какой цвет был окра­шен туман на кар­ти­не Моне?
4) Какое впе­чат­ле­ние про­из­ве­ла кар­ти­на Моне на лон­дон­цев?
5) По­че­му Моне про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на»?
32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Му­зы­ка (от гре­че­ско­го «musike»  — ис­кус­ство муз)  — вид ис­кус­ства, в ко­то­ром ху­до­же­ствен­ные об­ра­зы фор­ми­ру­ют­ся с по­мо­щью зву­ков и ко­то­рый ха­рак­те­ри­зу­ет­ся особо ак­тив­ным и не­по­сред­ствен­ным воз­дей­стви­ем на внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка.

(2) Звук как ос­но­ва му­зы­каль­ной об­раз­но­сти и вы­ра­зи­тель­но­сти лишён смыс­ло­вой кон­крет­но­сти слова, не вос­про­из­во­дит фик­си­ро­ван­ных, ви­ди­мых кар­тин мира зву­ча­щим ис­кус­ством му­зы­ку де­ла­ет ин­то­на­ция. (3) К сред­ствам вы­ра­зи­тель­но­сти в му­зы­ке от­но­сят­ся также сле­ду­ю­щие ком­по­нен­ты му­зы­каль­ной формы: ме­ло­дия, фак­ту­ра, по­ли­фо­ния, гар­мо­ния, ритм, ком­по­зи­ция и дру­гие.

(4) Му­зы­ка об­ла­да­ет ярко вы­ра­жен­ны­ми на­ци­о­наль­ны­ми чер­та­ми, про­яв­ля­ю­щи­ми­ся в её ин­то­на­ци­он­ном, ме­ло­ди­че­ском, рит­ми­че­ском строе. (5) Осо­бен­но ха­рак­тер­но это для на­род­но­го му­зы­каль­но­го твор­че­ства, пред­став­лен­но­го в куль­ту­ре каж­дой нации.

(6) В за­ви­си­мо­сти от средств, с по­мо­щью ко­то­рых вос­про­из­во­дит­ся му­зы­ка, раз­ли­ча­ют во­каль­ную, ин­стру­мен­таль­ную, во­каль­но-ин­стру­мен­таль­ную му­зы­ку. (7) Раз­ли­ча­ют также виды му­зы­ки (сим­фо­ни­че­ская, опер­ная, ка­мер­ная и др.) и жанры (песня, танец, со­на­та, сюита, этюд, сим­фо­ния, опера).

(8) Спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти му­зы­ки, её спо­соб­ность вы­ра­жать тон­чай­шие от­тен­ки чувств и пси­хи­че­ских со­сто­я­ний, а также воз­дей­ство­вать на глу­бин­ный мир че­ло­ве­ка де­ла­ют по­нят­ной ту роль, ко­то­рая от­во­ди­лась ей как сред­ству вос­пи­та­ния на про­тя­же­нии всей ис­то­рии раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства. (9) Зна­чи­тель­ное воз­дей­ствие на че­ло­ве­ка ока­зы­ва­ет клас­си­че­ская му­зы­ка, об­ла­да­ю­щая свой­ством по-сво­е­му

со­вер­шен­ство­вать и воз­вы­шать душу.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
2) на­уч­ный стиль речи
3) тип речи - по­вест­во­ва­ние
4) тип речи - опи­са­ние
5) за­да­ча речи - оха­рак­те­ри­зо­вать му­зы­ку как вид ис­кус­ства.
33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28-А30 и В1-В5

(1) Это лето было на ред­кость зной­ным. (2) Ве­че­ра сто­я­ли душ­ные, тихие, даже ночь не при­но­си­ла об­лег­че­ния. (3) Вот и се­год­ня ка­за­лось, что в гу­стом, тя­гу­чем воз­ду­хе бук­валь­но за­сты­ли и город, и река и ничто не смо­жет ожи­вить их. (4) И вдруг за­жглась пер­вая звез­да, за ней дру­гая, и вско­ре всё небо по­кры­лось звёздным узо­ром, рос­сы­пью огонь­ков от­ра­зив­шим­ся в реке.

(5) В доме на бе­ре­гу не спал ма­лень­кий маль­чик. (6) Он смот­рел на звёзды и видел не­ве­до­мый, фан­та­сти­че­ский мир, в ко­то­ром живут не­обык­но­вен­ные су­ще­ства и доб­рые, щед­рые и мо­гу­ще­ствен­ные люди. (7) Вот Ко­зе­рог, а вот со­звез­дие Во­до­лея. (8) Во­до­лей  — это ска­зоч­ный ко­роль, ко­то­рый вы­тя­нул руку, чтобы с его ла­до­ни па­да­ла вниз, на Землю, се­реб­ря­ная струя. (9) А вон Скор­пи­он, Телец, Дева, Рыбы... (10) Огром­ный не­бес­ный мир, пол­ный жизни!

(11) Маль­чи­ку вдруг вспом­нил­ся ба­буш­кин рас­сказ о далёких вре­ме­нах, когда люди ве­ри­ли, что звёзды  — это се­реб­ря­ная на­кид­ка, укра­ша­ю­щая го­ло­ву неба, и что по ним можно опре­де­лить, сколь­ко живых душ оби­та­ет на земле. (12) Ро­дил­ся че­ло­век  — за­жглась звез­да, отдал Богу душу  — и звез­да за­ка­ти­лась, по­гас­ла. (13) Боль­шие и яркие звёзды при­над­ле­жат кня­зьям, царям, а ма­лень­кие и туск­лые  — не­удач­ни­кам и бед­ня­кам, самые же кро­шеч­ные, еле раз­ли­чи­мые гла­зом  — всем осталь­ным су­ще­ствам: пти­цам, рыбам, жи­вот­ным.

(14) Ма­лень­кий ху­дож­ник не спал до рас­све­та, мыс­лен­но рисуя одну кар­ти­ну за дру­гой в ожи­да­нии зав­траш­не­го дня, когда он смо­жет взять в руки кисть.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 5—6 слово, упо­треблённое в зна­че­нии «об­ла­да­ю­щий боль­шой силой, вла­стью, вли­я­ни­ем». За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно ис­поль­зо­ва­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, без со­мне­ния, вло­же­на душа и серд­це его со­зда­те­ля. (2) В филь­ме или спек­так­ле всё может быть не­на­сто­я­щим, бу­та­фор­ским: стены ком­на­ты, об­ста­нов­ка, вещи, од­на­ко же чув­ства ху­дож­ни­ка, его же­ла­нья, его раз­ду­мья все­гда на­сто­я­щие, под­лин­ные. (3) Они-то как раз и со­став­ля­ют осо­бую силу ис­кус­ства, спо­соб­ную рас­тро­гать и рас­ше­ве­лить са­мо­го сдер­жан­но­го че­ло­ве­ка. (4) Сколь­ко раз вы могли ви­деть, как после окон­ча­ния ки­но­кар­ти­ны вста­ют со своих мест зри­те­ли с ещё не про­сох­ши­ми сле­за­ми на гла­зах! (5) Сколь­ко раз, ве­ро­ят­но, вы и сами за­ли­ва­лись не­удер­жи­мым сме­хом, ни­сколь­ко не сму­ща­ясь тем, что во­круг вас сидят чужие люди.

(6) Мы по­то­му-то и любим ис­кус­ство, что оно за­хва­ты­ва­ет нас, обост­ря­ет наши чув­ства, по­буж­да­ет нас ста­но­вить­ся лучше, за­став­ля­ет стре­мить­ся к свет­лым и бла­го­род­ным целям. (7) По­сти­гая «веч­ное» и «не­пре­взойдённое», мы, кроме того, на­чи­на­ем ве­рить в то, что и в каж­дом из нас за­ло­же­но то пре­крас­ное, к чему зовёт нас ис­кус­ство.

(8) По моему глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ис­кус­ство учит и вос­пи­ты­ва­ет не толь­ко зри­те­лей, но и са­мо­го ху­дож­ни­ка, твор­че­ский путь ко­то­ро­го тру­ден и тер­нист и не­ред­ко при­но­сит огор­че­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния. (9) Как и во мно­гих дру­гих про­фес­си­ях, ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, без­услов­но, тре­бу­ет от него са­мо­от­вер­жен­но­сти, пол­но­го на­пря­же­ния всех сил. (10) Она за­би­ра­ет всё его время, все силы, но зато (я в этом уве­рен!) даёт ему ощу­ще­ние не­обы­чай­ной пол­но­ты и раз­но­об­ра­зия жизни.

Ука­жи­те си­но­ни­мы к слову, вы­де­лен­но­му в 8-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) тяжёлый
2) не­про­стой
3) не­зна­чи­тель­ный
4) лёгкий
5) слож­ный
35.  
i

В каких при­ме­рах зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­ма ука­за­но пра­виль­но?

1) дер­жать в чёрном теле — 'быть на­сто­ро­же, на­че­ку'
2) дер­жать ушки на ма­куш­ке — 'уметь управ­лять собой'
3) дер­жать руки по швам — ' су­ро­во, стро­го об­ра­щать­ся с кем-либо'
4) дер­жать язык за зу­ба­ми — 'мол­чать, не бол­тать, не го­во­рить лиш­не­го, быть осто­рож­ным в вы­ска­зы­ва­ни­ях'
5) дер­жать ка­мень за па­зу­хой — 'таить злобу, же­ла­ние ото­мстить или на­вре­дить'
36.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Пас­са­жи­ры, ку­ря­щие во время полёта, будут ан­ну­ли­ро­ва­ны.
2) Бу­ду­щая пер­спек­ти­ва по­лу­чить глав­ную роль за­став­ля­ла актёра тру­дить­ся с пол­ной от­да­чей.
3) Штор­мо­вой ветер гонит по морю огром­ные волны.
4) Ре­дак­тор­ские прав­ки были удач­ли­вы­ми, от них рас­сказ толь­ко вы­иг­рал.
5) Внеш­ний вид го­сти­ни­цы не все­гда со­от­вет­ству­ет уров­ню об­слу­жи­ва­ния в ней.
37.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Если хотя бы трид­цать минут в день вы бу­де­те уде­лять на ра­бо­ту со сло­ва­ря­ми, ваш лек­си­че­ский запас су­ще­ствен­но рас­ши­рит­ся.
2) Во­ди­тель марш­рут­но­го такси ска­зал пас­са­жи­рам, что опла­ти­те про­езд.
3) Город Ви­лей­ка из­дав­на сла­вил­ся про­из­вод­ством мо­лоч­ной про­дук­ции.
4) Под­няв­шись на вер­ши­ну холма, перед ту­ри­ста­ми от­кры­лись две жи­во­пис­ные до­ли­ны.
5) Мы на­учим вас поль­зо­вать­ся и ра­бо­тать на пер­со­наль­ном ком­пью­те­ре.
38.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­ным яв­ля­ет­ся пер­вый из пред­ло­жен­ных в скоб­ках ва­ри­ан­тов:

1) Та­ин­ствен­ная жен­щи­на имела в своём гар­де­робе мно­же­ство уди­ви­тель­ных (пла­тьев, пла­тий).
2) Новое пла­тье (ко­ро­че, менее ко­ро­че), чем то, что было на мне на про­шлой ве­че­рин­ке.
3) Двое юно­шей и (двое де­ву­шек, две де­вуш­ки) при­шли на пе­ре­сда­чу эк­за­ме­на.
4) Бла­го­да­ря (ей, ней) мы узна­ли много но­во­го.
5) Им (дви­га­ет, дви­жет) чув­ство от­вет­ствен­но­сти.